Всемирный день психического здоровья отмечается с 1992 года, по инициативе Всемирной федерации психического здоровья.

Отмечаемый 10 октября Всемирный день психического здоровья - повод объеденить усилия всех людей для укрепления психического здоровья во всём мире. В этом году для проведения Дня выбрана тема предупреждение самоубийств.                          

 

 

   «Я выбираю жизнь……».

       «Я не хочу жить…». За этими словами всегда скрывается личная трагедия. Неважно, что со стороны она порой кажется не глобальной катастрофой, а маленькой преходящей драмой. В представлении и в переживаниях человека, который произносит эту фразу, мир рухнул. Можно ли сделать так, чтобы эти слова звучали реже?

     Количество суицидов и попыток самоубийства среди молодежи велико. Статистические данные свидетельствуют о том, что среди различных возрастных категорий 3-е место по числу завершенных суицидов и 1-е место по числу суицидальных попыток и покушений на самоубийство занимает именно эта группа. Тем не менее, факт налицо – профилактическая работа с молодежью в этом направлении практически отсутствует.

       Для усвоения информации подросткам специалистам можно предложить ряд практических упражнений, творческих сочинений на сходную тему или опросник суицидального риска. Подростковый возраст как этап становления самосознания провоцирует вопросы о цели и смысле жизни, о собственном назначении. Поэтому одним из моментов является небольшое эссе «О смысле жизни», свободное по форме и содержанию. Возможно проведение упражнения Дж. Рейнуотер в форме эссе или введения в образ: «Представьте, что вы узнали: вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы все это время. Какова ваша первая реакция на это известие? Начали ли вы сразу строить планы или разозлились, что вам дано так мало времени? Как вы хотели бы прожить эти три года?» Это упражнение помогает остро осознать, что же они действительно хотят делать в этой жизни и как хотят ее прожить.

     Обсуждение необходимо строить вокруг сравнения настоящей жизни и созданного образа, и что оказывается полезным. Осознание конечности существования придает жизни смысл, делает важным каждый момент, каждый день. Необходимо выяснить ценность сегодняшнего дня, принцип «здесь и теперь», отрицательные последствия погруженности в воспоминания о прошлом или отчаянной надежды на будущие свершения.

     Большое значение имеют беседы: «Кто, когда и зачем совершает самоубийство?», «Мужество или трусость движет самоубийцей?», «Имеет ли право человек распоряжаться своей жизнью?». Самым важным результатом этого есть формирование у молодых людей уважение к жизни, некий жизнеутверждающий императив, который столь же рационален, сколько и интуитивен, а также признание своей собственной жизни, где возможны любые кардинальные изменения и непростые события.

     Часто психологическим особенностям и мотивам человека, лишающего себя жизни, приписывают неадекватные представления и ярлыки. Наиболее противоречащим реальности, неадекватным социальным представлением является миф о психической болезни суицидента. Согласно статистическим данным, в том числе и психиатрическим источникам, лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы. Другой миф описывает тип людей, фатально склонных к самоубийству: чувствительных, меланхоличных или эксцентричных. Существует также представление о некотором императиве, влечении и тяготении к самоубийству – один раз возникнув, подобные мысли постоянно притягиваются, когда человек попадает в трудные ситуации.В этом случае можно говорить о невротическом состоянии.

   Также наследственная предрасположенность к аутоагрессивному действию – очередной мифологический сюжет, фиксирующий лишь феномен суицидального подражания. Следующий миф подчеркивает, что тот, кто действительно решает лишить себя жизни, вряд ли будет рассказывать об этом и предупреждать окружающих, а тот, кто говорит о самоубийстве, никогда его не совершит. Действия последнего будут скорее восприниматься как шантаж, манипуляция, направленная на достижение особых привилегий и собственную выгоду. Но истинность намерений проверить достаточно сложно. В любом случае разговоры о самоубийстве свидетельствуют о личностном кризисе. Как отмечается чаще всего, окружающие, узнав о чьих-то суицидальных намерениях, наряду с тревогой испытывают нетерпение и раздражение.

   Какие же психологические особенности свойственны человеку, совершающему самоубийство? В начале ХХ века русский философ Н.Бердяев замечает следующие симптомы, характеризующие психику самоубийцы: «человек в большинстве случаев находится в состоянии психического расстройства, психика его опрокинута и нарушено психическое равновесие, функция различения реальности поражается, иерархия ценностей извращена и какая-нибудь одна, совсем не главная ценность делается единственной и абсолютной, сознание замутнено и память о слишком многом и важном парализована и удерживает лишь идею « фикс» самоубийцы». Психологи А.С. Слуцкий и М.С. Занадворов подтверждают, что в этот момент человек погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания – он эгоцентричен. При этом он негативно относится к себе, ненавидит себя и свою жизнь, все видится в черном свете, самооценка резко падает. Возникает ощущение абсолютной безвыходности и отчаяния. Существенный признак: одна потребность приобретает сверхценный характер и нивелирует, перекрывает остальные. Допустим, что-то не получилось в жизни молодого человека- не понимают родители, обидели друзья, ушла девушка. Достаточные ли это причины для того, чтобы лишать себя жизни? Но происходит зацикливание на одной идее: вот сейчас, только отношение этого человека ко мне важно и все, больше ничего не существует. Одна потребность, один мотив становится ведущим. В этот момент он не думает о том, что в мире существует множество интересных вещей и все это у него еще будет, обязательно будет, что есть другие близкие люди и существует много девушек, каждая из которых может стать любимой.

     Вопрос о мотивах – это вопрос о том, зачем человек совершает самоубийство. В большинстве случаев мотивы самоубийств вполне жизненные и направлены к достижению какой-либо личной цели, особенно если попытка не приводит к летальному исходу и замысливается для того, чтобы оказать воздействие на окружающих. Речь идет о 5 типах суицидального поведения.

  1. ПРОТЕСТ – смысл протеста заключается в непримиримости, желании наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.
  2. ПРИЗЫВ – желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «посмотрите, как мне плохо!»
  3. ИЗБЕЖАНИЕ – смысл его заключается в устранении себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.
  4. САМОНАКАЗАНИЕ – это протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.
  5. ОТКАЗ – это полная капитуляция, когда происходит сближение цели суицида с мотивом. Самоубийство планируется долго, решение рационально.

     Вместе с тем медицинскому психологу или педагогу, проводящему профилактическую беседу, необходимо знание основных закономерностей и механизмов явления. В этом отношении могут оказаться полезными работы А.Е. Личко, А.Г.Амбрумовой, В.А. Тихоненко и других отечественных суицидологов.

     Очень важная тема для беседы – может ли человек принимать решение о своей смерти, есть ли у него право лишать себя жизни. Проведем небольшой экскурс в историю, проиллюстрируем изменение представлений человеческого сообщества о самоуничтожении.

     В традиционных обществах отношение к суициду обычно основывалось на эмоциональных, нерациональных аспектах. Функцию социального контроля выполняли различные табу и магические ритуалы. Смерть была табуированным объектом, контакт с умершим насильственной (тем более самоинициированной) смертью у многих народов полагался опасным. Женщины Баганда особенно боялись духов умершего, которые «заполняли» тело, и избегали пересекать или останавливаться на тех местах, где он был похоронен. У филиппинских племен (набалов) до настоящего времени существует поверье, согласно которому духи умерших живут на вершинах высоких гор. Духи самоубийц являются изгоями в мире духов, отличаются черным цветом лица и поведением – постоянно повторяют акт самоубийства.

     Негативные чувства к самоубийству в более поздний период объяснялись двумя причинами. Во-первых, каждая неподконтрольная смерть расценивалась как пренебрежение к обществу. Во-вторых, суицид лишал группу либо полезного война, либо потенциальной матери (часть капитала). В римский период впервые были введены санкции за самоуничтожение как социальное преступление – отбирали имущество и конфисковали земли. К 4-ему веку н.э. в европейской культуре антагонизм к суициду развивался в рамках Церкви и прогрессировал от попыток осуждения к осуждению и наказанию. Три вида самоубийств продолжали приниматься: насильственное мученичество, смерть аскета и смерть невинной или замужней женщины, чтобы сохранить целомудрие.

     В 1284 г. Синодом было запрещено христианское погребение, труп провозили по улицам и хоронили на перекрестках, самоубийство воспринималось как измена и ересь. Примеры отрицательного отношения к самоубийцам в ХV – ХVI в.в. приводит Э. Дюркгейм: «В Бордо труп вешали за ноги, в Аббеле его тащили в плетенке по улицам, в Лилле труп мужчины, протащив на вилах, вешали, а труп женщины сжигали… Имущество конфисковали. Дворяне лишались звания, их леса вырубались, земли разрушались, гербы ломались… Подобная всеобщность отрицательного отношения к самоубийству, если не обращать внимание на случаи регресса, уже сама по себе является поучительным фактом».

     К ХVIII в. Самоубийство все чаще связывается с сумасшествием и психической болезнью («нарушен баланс сознания»). В конце ХIХ века европейские законы наказывали только суицидальные попытки, а также помощь и побуждение к суициду. В большинстве европейских стран и стран Северной Америки в начале ХХ века было разрешено церковное захоронение совершивших самоубийство. Некоторые случаи отрицания суицида известны и в русской истории. Устав Морской за 1763 год предусматривает следующие наказания: «кто захочет сам себя убить и его в этом застанут, того повесить на рее; а ежели кто сам себя уже убьет, тот и мертвым за ноги повешен быть имеет. Ежели сие убийство намерено было, или учинено от какова себе мучения или несносной налоги, или себя в беспамятстве, как то случится в огневых и в меланхолических болезнях, то те, которые в том найдутся, вышеписанным казням не подлежат». В России до недавнего времени существовал тезис о нетипичности явления. Полагалось, что с позиций морали такой способ ухода из жизни не отвечал идеалам совершенной личности.

     Суицидальное поведение приписывается воздействию психологического стресса, депрессии, одиночеству, социальной незащищенности и другим дезадаптивным факторам. Наиболее распространенными чувствами к человеку, совершившему самоубийство, являются сочувствие, жалость, снисхождение. Однако, существуют и равнодушие, и отвержение. В католических странах с низким суицидальным уровнем (Италия, Испания, Ирландия) самоуничтожение продолжает считаться грехом. Исследования, однако показывают, что суицид во многих случаях регистрируется под заключением «несчастный случай» или «естественная смерть», а диагноз «психическая болезнь» обеспечивает церковное отпевание и захоронение в черте кладбища.

     Таким образом, сегодня ни законы, ни церковь открыто не запрещают самоубийство. Уголовное наказание сохраняется только в случае пособничества, подталкивания к нему. Но каждый из нас сожалеет, а иногда осуждает подобный поступок. Популярные разговоры о свободе воли, свободе человека решать свою судьбу казалось бы оправдывают самоуничтожение. Человеческая свобода – это не «свобода от» , а «свобода для» - свобода для того, чтобы принимать ответственность, отвечая «перед» жизнью, человек может ответить только «за» жизнь. Необходимо разделять свободу негативную –свободу от внешних стеснений и ограничений, и свободу позитивную, нужную для достижения каких-либо поставленных целей и задач. Поэтому желание вырваться из трудной ситуации, несогласие с кем-то не должно приводить к отрицанию всего мира и себя.

   Всем, и, в особенности, подросткам, оказавшимся в ситуации «замкнутого круга», когда самоубийство кажется единственным выходом, следует предложить «символическое самоубийство»: изменить установку, посмотреть на обстоятельства глазами нового человека, поменять свой внешний вид и внутренний                      настрой, познакомиться с новыми людьми, возможно, сменить место жительства. Все это потребует усилий, и порой кажется, что проще, «мужественнее» уйти из жизни. Мужество или трусость движет самоубийцей? Надо признать, что время самураев уже прошло и суицидальные традиции никому не нужны. Самый необходимый кодекс чести сейчас – это выжить, выжить ради своей цели, своего смысла. Только так можно помочь и близким – сохранив себя. У каждого свой крест, и не нам судить, чей и почему тяжелее. Иногда девизом в сегодняшней непростой жизни может стать «умейте жить с приспущенными парусами».

     Однако ставить вопрос о том, есть ли в жизни смысл или нет, просто необходимо. И в молодости не решить этот вопрос, значит затормозить развитие самосознания. В.Франкл признает специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла. Это знаменует определенный этап в жизни человека. Процесс формирования новых замыслов, целей и задач в соответствии со своими желаниями и возможностями – сложный процесс создания личных ответов на универсальные вопросы о смысле жизни. Стандарты проживания: «посадить дерево, построить дом, вырастить сына», «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», «оставить след, память о себе» не могут удовлетворить ищущее сознание. Для иллюстрации значимости процесса приведем несколько тезисов:

     «У кого есть Зачем жить, может вынести любое Как» (Ф.Ницше);

     «Надо всегда править выше того места, куда Вам нужно, иначе снесет» (Л.Толстой);

     «Существовать – это значит постоянно выходить за пределы самого себя» (В.Франкл)

   «Удовольствие – это не цель наших стремлений, а следствие их удовлетворения» (В. Франкл);

     «Дверь к счастью открывается наружу» (С. Кьеркегор).

    В целом работа медицинских психологов и педагогов способствует формированию жизнеукрепляющей установки, уважению к жизни, а также развитию деятельности смыслообразования и рефлексивного контроля поведения. При условии достаточно доверительных отношений с родителями именно с ними подросток обсуждает свои трудности, в данном случае семейную поддержку в любом случае трудно переоценить. Если контакт с родителями затруднен, и подросток чувствует себя никому не нужным и бесполезным, ему необходима поддержка понимающего взрослого или другого близкого друга, или он может сделать звонок в службу Телефона Доверия, которая функционирует анонимно на базе Калужской областной психиатрической больницы им.А.Е.Лифшица тел. 8-800-600-96-10

Существует несколько советов для родителей по профилактике подростковых суицидов.

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.

4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

       От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

         Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".